foto  
Мой персональный сайт  
line decor
  На главную  ::  
line decor
   
 
Болото Неодолимое

Эта поездка была для меня по меньшей мере определяющей и испытывающей на прочность характера. Она была первой, одиночной, спонтанной и неподготовленной. Но если бы она пошла по другому или я поехал по мной заранее запланированному маршруту - все могло произойти не так и я бы не получил того заряда энергии и интереса к мом последующим похождениям. Но обо всем по порядку.

Катаясь на велике по лесным тропинкам вокруг моего садоводства и не удаляясь от него более чем на два километра, мне в голову пришла идея испытать свои силы и махнуть куда-нибудь на весь день за приключениями. Вернувшись домой, я не стал откладывать дело в долгий ящик, открыл карту Карельского перешейка. Взгляд мой, конечно, устремился на север. Первой мыслью было прокатиться до озера Волоярви, но до него было всего лишь около 20 километров по асфальту. по этому я решил усложнить задачу. Проложил следующий маршрут: 10 км по шоссе до Матоксы - 5 км грунтовки - поворот - 10 км лесной грунтовки до Нясино - 5 км до Волоярви, ну и обратно по шоссе 20 км до дачи. В итоге на круг выходило около 50 км, что меня вполне устраивало. Такое расстояние, как мне тогда показалось, одолеть за целый день на велосипеде не проблема.

Наступила суббота. Проверив все свое скудное на тот момент снаряжение, фотоаппарат и велосипед, захватив с собой только литровую бутылку воды я тронулся в путь.

Выехав с дачи на шоссе, я начал усиленно крутить педали, ведь смотреть особо было не на что, кругом шли одни дачные участки. Сил было много, настроение боевое и я даже не заметил, как достиг поселка Лехтуси.

Остановившись на мгновение, я залюбовался открывшейся предо мной картиной. Замечательная погода, поселок, который как будто не замечает, что находится в 30 километрах от города и живет своим собственным древним укладом; ну и пасущееся стадо баранов. Прямо настоящая пастораль, тишина и ни одной живой души. Единственное, что нарушало эту гармонию - базовая станция одного из операторов сотовой связи. Я специально не взял её в кадр, чтобы не нарушать эту композицию. Что поделать, современный человек уже без средств связи не представляет своей жизни...

Налюбовавшись картиной. я двинулся дальше вкручивать педали по шоссе. Дорога стала совсем иной, она превратилась в сплошную пятикилометровую прямую, по обеим сторонам которой стоял лес густой стеной. Весело открутив этот отрезок, я добрался до Матоксы. Этот населенный пункт был совершенно иным. Все здесь было какое-то недоделанное, недостроенное и неаккуратное. Было относительно многолюдно, применительно конечно к поселку такого масштаба, и, естественно, основное его население толпилось у магазина, который является неофициальным центром этого поселения. Магазин - для велосипедиста очень важная точка на карте! Эту истину я познал в этот же день, когда возвращался, но не будем забегать вперед... Через Матоксу протекает очень красивая речка – Авлога. Красота ее высоких берегов и быстрых поворотов, резко контрастирует с этим суетным и неопрятным (даже скажу нетрезвым) поселком. Полюбовавшись ею и немного передохнув, отправляюсь дальше.

Дальше меня ждал отрезок пути уже не такой простой, каким он был до этого. Езда по гравийной грунтовке на велосипеде резко отличается от езды по асфальту. Причем самая большая нагрузка приходится именно на руки, хотя, конечно, и педали крутить на ней потяжелее. Глотая пыль от проезжающих автомобилей, я планомерно вкручивал педали и спустя пять километров пути наконец-то добрался до поворота на Нясино. Каково же было мое удивление, когда я увидел большой шлагбаум, перегораживающий дорогу, и соответствующую надпись на нем - «Проезд и проход только по пропускам». Такого поворота событий я даже не предполагал и, естественно, решил перелезть через него, но как только я попытался это сделать, тут же услышал окрик за спиной – «Ты куда это полез?». Оглянувшись, я увидел коренного местного жителя в фуфайке, который стоял у забора своего огорода с папиросой в зубах и пристально смотрел на меня. У меня не было никакого желания вступать с местным в перепалку в такой замечательный день и я решил быстро ретироваться, не дожидаясь пока он спустит собак. Мне нужно было срочно принимать решение, что делать дальше. Первое, что пришло на ум, было - на ближайших двухстах метрах найти тропинку или хотя бы проблеск в этом дремучем лесу, плотность которого была чудовищно высока, прорваться с великом было невозможно, да еще пугала перспектива поймать какого-нибудь клеща. Я ехал и искал поворот, примерно через километр показалась свежепроложенная дорога, ведущая в моем направлении, и я свернул на нее. Я догадался сразу, что эта дорога не что иное, как дорога внутри будущего садоводства. Доехав до ее конца без малого с километр, она закончилась непроходимым болотом. Делать нечего, пришлось возвращаться и ехать дальше на север, полагаясь на свое внутреннее чутье, за неимением карты. У меня с собой был только навигатор, который в данной ситуации мог помочь только вернуться назад, он ведь был настроен на другой маршрут. Я знал только одно – на севере меня ждет Болото Неодолимое.

Начались садоводства, огромный массив. По дороге бродила молодежь, дети катались на велосипедах и лишь один ненормальный байкер с прикрученным к рулю изолентой навигатором, до пояса раздетый, несся на железном коне с рюкзаком на спине в неизвестность.

Населенный пункт, обозначенный на карте как Катумы, оказался большим пространством, огороженным забором. На его территории бродила отара овец, а вдалеке виднелся большой дом и огромный овин. Дорога должна была идти прямо, но упиралась в этот забор и поворачивала направо. Это оказалось для меня еще одной неожиданностью. Ничему уже не удивляясь и не сопротивляясь трудностям на своем пути, я уверенно крутил педали и начал замечать таблички по сторонам дороги. Болото Неодолимое приближалось, это уже начинало чувствоваться даже по тому, что лес по обеим сторонам дороги стал гуще, садоводства наконец закончились и я увидел заветную табличку. Несмотря на угрожающую надпись на ней, я смело поехал по дороге, уходящей вниз и заваленной спиленными деревьями.

С этого момента мир изменился! Меня моментально окружила туча слепней и комаров, и они оставались моими спутниками в этом путешествии до тех пор, пока я не покинул этот лес, возвращаясь обратно. Проехав буквально триста метров, я увидел, как прямо перед моим носом перебежала дорогу куница. Ощущение девственного мира природы все больше и больше захватывало меня, чувствовалась полная изоляция от цивилизации, городской суеты и шума, и всех своих проблем. Может быть это даже была эйфория, но в такие моменты нужно не забывать о том, что мир дикой природы хоть и сумаcшедше красив, но он также может оказаться и жесток, и рассчитывать придется только на свои силы. Случись что, помощи ждать неоткуда. Об этом я задумался, когда посмотрел на экран своего телефона, на котором красовалось - «Нет сети», да еще следы на дороге свидетельствовали о том, что человек проходил здесь всего один примерно неделю назад. Но как следует оглядевшись по сторонам, вдохнув чистейший, прозрачный, наполненный великолепными ароматами лета воздух и отбросив дурные мысли, я двинулся по дороге.

Доехав до первого поворота, я понял, что не все будет просто, даже в такую жару, которая стояла уже две недели, на дороге были огромные лужи. Преодолев их пешком, я поехал уже не по накатанной дороге, а по колее, причем то по правой, то по левой. Но через некоторое время дорога перестала петлять и стала ровной. Ландшафт изменился, деревья стали расступаться и лес стал добрее. Я слез с велосипеда, чтобы сфотографировать это великолепие, и, оглядевшись по сторонам, обнаружил, что практически вся земля по обеим сторонам дороги несет на себе отпечаток войны. То тут. то там обнаруживались окопы, капониры и остатки землянок, в кору деревьев вросла колючая проволока. Все это остатки от КАУРа, Карельского укрепрайона, так и не пригодившегося нашим войскам во время Второй мировой войны. Побродив и по фотографировав немного, я поехал дальше уже без остановок. Дорога была красивой, педали вертелись легко и только шишки, подхватываемые колесом, вылетали из под переднего крыла, как камень из рогатки.

И вот, наконец, я достиг самого интересного места, которое я уже никогда не забуду. Это была переправа через ручей Сокилов, приток Авлоги. Подъехав к ней, я слез с велосипеда и стоял не меньше двадцати минут. Меня охватило какое-то необъяснимое чувство, что то было в этом месте, невероятное присутствие грандиозной силы. Безумная тишина, нарушаемая только звуками непотревоженного леса, журчание ручья, мерно плывущие в небе маленькие облачка только усиливали это ощущение. Как завороженный прекрасной картиной, я бродил по переправе взад и вперед, даже не осмеливаясь двинуться дальше, спугнуть это наваждение и потерять это ощущение навсегда. Тогда мне казалось, что такую картину можно созерцать вечно. Но как утверждает известная истина – ничто не вечно под луной, нужно было двигаться вперед.

А вот дальше дорога начала меня испытывать на прочность, она стала тяжело проходимой. Колеи значительно углубились и ехать стало возможно только в промежутке между ними, в колеях была жидкая грязь. По такой дороге может пройти только полноприводный Урал или КрАЗ или квадроцикл, ни одно другое колесное средство передвижения проехать не сможет. Другое дело велосипед: там, где он проехать не сможет на своих колесах, он проедет на своем хозяине. И буквально через километр, он поехал уже на мне. Это началось на самом краю болота Неодолимого, я уже прекрасно понимал, что достиг его, потому что с обеих сторон дороги пошли топи, заросшие мхом. В некоторых местах дорога представляла сплошное месиво, которое было проблематично даже обойти, а не то что проехать или пройти по ней. А самое неприятное в такие моменты, когда слезаешь с велосипеда, это то, что все эти слепни и комары набрасываются на твое разгоряченное тело, чтобы попить твоей кровушки, и спасения от них никакого не существует, потому, что любой репеллент в жаркую погоду на велосипедисте держится не дольше, чем роса под палящим солнцем.

Через два километра дорога стала ровной и укатанной, опять стали появляться остатки укреплений КАУРа. Неожиданно с правой стороны от меня, с ветки снялся большой глухарь и, с треском ломая ветки, полетел прочь прямо сквозь деревья. И я понял, что в лесу-то я совсем не один! Я даже как то об этом и не задумывался, и стал гораздо внимательнее наблюдать за окружающей обстановкой. Появление глухаря оживило меня, но с другой стороны, я поймал себя на мысли, что начинаю уставать и теперь уже нужно следить за своим самочувствием, тем более, что запас воды уже кончился! Думать о том, что мне придется возвращаться обратно этим же путем мне совершенно не хотелось. Я надеялся, что если дорога куда то ведет, значит, она приведет меня, в конце концов, на какое-нибудь шоссе. Ведь не могут же появляющиеся здесь крайне редко автомобили оставаться в лесу, потому что все их следы ведут в одну сторону, в ту, в которую я и направлялся. Озадаченный этими мыслями, я не заметил, как добрался еще до одной речки – Блесны. Переправы там не было, мне пришлось покорять ее вброд. Переправившись через нее, я увидел слева мощные укрепления КАУРа, а впереди себя дорогу, которая плавно переходила в топь, длинной метров 200. Передохнув немного. я стал искать пути обхода этой топи и с великом на спине за 15 минут преодолел это немыслимое расстояние. Но моя радость была не велика, когда через километр я уперся в ТАКОЕ......

Бросив велосипед, бедный мученик судьбы пытался найти хоть один проход, среди этого болотного месива, но все попытки оказались безуспешными. И вот тут мне стало страшно. Я прекрасно понимал, что уже сильно устал, воды у меня уже нет, двигаться вперед невозможно, а назад - совершенно неохота. Как только я себе представлял в своем воображении эти переходы с великом на спине по болотным топям, так сразу у меня возникало желание несмотря ни на что двигаться вперед. Но вперед – никак, назад – ужасно тяжело, может даже и не хватит сил. Что делать? И очень хорошо, что в тот момент я принял решение отступить, повернуть назад - болото не пускало меня, и не с проста! Правда, это я узнал годом позже, когда опять пытался покорить его... оно не хотело меня забирать себе. Сейчас с ужасом представляю себе, что было бы, если бы я тогда не отступил, а пошел дальше.

Итак, я двинулся в обратный путь, позвав с собой моих друзей слепней и комаров. И они с готовностью полетели обратно, не отставая от меня ни на взмах. Сознание уже отказывалось смотреть на окружающую красоту и было нацелено только на то, чтобы заставлять ноги крутить педали. Добравшись до переправы, я сделал небольшую остановку, чтобы отмыть кроссовки от болотной жижы и немного передохнуть. К этому моменту я уже преодолел самый тяжелый путь, и это радовало, но физическая усталость накатывала все сильней. И когда я выбрался из леса и поехал по грунтовке, я понял, что силы меня покидают окончательно, ноги уже отказываются крутить педали, как их не заставляй. Мне приходилось слезать с велосипеда каждый километр, чтобы отдохнуть, и когда я вставал ногами на Матушку-землю, меня уже просто шатало. В голове крутилась только одна мысль о магазине, до которого еще было пилить и пилить. Я смотрел на навигатор, и радовался, когда одолевал каждые 100 метров, и когда до магазина оставалось 2 километра, я, собрав остатки своей силы воли в кулак, решил поехать уже без остановок.

Магазин! Купив два мороженых и бутылку лимонада, я уселся все это поглощать, нужно было срочно увеличивать содержание сахара в крови, усталость была нешуточная. Оставалось преодолеть последние 10 километров по асфальту, это конечно пустяк, но в моем состоянии это было сродни подвигу. И я поехал, в голове мерещилась горячая пища, жареная картошка с грибами, пельмени, это подгоняло меня. Все подъемы на моем пути я преодолевал уже пешком, ноги отказывались работать с большим усилием, чем езда по прямой. Причем в ногах не столько чувствовалась усталость, сколько в них вообще ничего не чувствовалось, они практически онемели и никаким командам уже не подчинялись.

Доехав до дачи, я поужинал и моментально заснул, организм сдался. Вот так и закончилось мое первое велосипедное путешествие, организм полностью выложился, но за это я получил море незабываемых впечатлений и гордость за себя, что я сумел сделать это!


18 июня 2005 г.



P.S. Огромное спасибо Ирине Андреевой, за профессиональную помощь в подготовке этого текста.


Лехтуси

Матокса

Разруха

Авлога

Центр города

Иду по приборам

Загвоздка

Фазенда

Начало запретной территории

Сущий пустяк

Дорожка

КАУР

Русский лес

Сокилов

Power Place

Переправа

Снова КАУР

Следы войны

Вот и КОНЕЦ!
 
   Document made with Nvu    


Hosted by uCoz